В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.
Самым известным представителем скульптуры Древнего Египта является Сфинкс.
Слово «сфинкс», возможно, происходит от египетского выражения шесеп анх, что в переводе означает «живой идол», и так называют скульптуру божества, имеющего тело льва, голову человека или животного.
Большой сфинкс Гизы, возвышающийся над песками пустыни, которому арабы придумали название Абу Холл, или «Отец страха», представляет собой уникальный памятник египетской скульптуры, хотя сфинксы были типичны для пластического искусства Древнего Египта. Он не только поражал путешественников XVIII и XIX столетий, но и производил впечатление студентов-эзотериков и любителей фантастики в археологии, которые считают это сооружение продуктом сверхдревней цивилизации, исчезнувшей за тысячи лет до строительства пирамид и не оставивший других следов.
В действительности, хотя этот монумент излучает определенную атмосферу загадочности, сфинкс не несет в себе тайны или ключа к исчезнувшему знанию погибшей цивилизации. Сфинкс вырублен из горного уступа, состоящего из материалов трех формаций, одна из которых, мергельный известняк эоценового отдела, составляющий основу плато Гизы, подвергся ветровой эрозии и принял приблизительные контуры будущей скульптуры еще до того, как к нему прикоснулся человек.
Сфинкс, статуя 57 м длиной и 20 м высотой, представляет образ фараона, который соединяет в себе могущество человека, бога и льва. В то же время сфинкса считают начальником стражи некрополя, и во времена Нового царства он отождествляется с богом Гором, а с началом правления Аменхотепа II стал отождествляться с Гауруном, богом Ханаанской пустыни, имевшим сирийское происхождение.
Во времена VIII династии, через тысячу лет после его создания, сфинкс оказался засыпанным песком пустыни. На стеле, находящейся между передними лапами сфинкса, вырезали рассказ. В нем описывалось, как охотившийся здесь юный принц Тутмос заснул в тени каменного туловища. Во сне к нему явился сфинкс в образе Гора и предсказал принцу будущее восшествие на престол и попросил его освободить от песка, в котором он оказался погребен. Когда Тутмос через несколько лет оказался на троне под именем фараона Тутмоса IV, он вспомнил свой сон и осуществил первую реставрацию.
Несмотря на раскопки сфинкса, поводившихся при Рамсесе II, песок вновь взял верх, и под ним оказалось все огромное сооружение. Вот почему Геродот никогда не упоминал о сфинксе. Прошли еще века, и очередная реставрация сфинкса была произведена при Марке Аврелии и Септимии Севере между 160-м и 211 гг. Затем опять начали наступать пески, засыпая тело, хотя оставалась над поверхностью голова, вызывая любопытство и удивление у отважных путешественников, таких, как французский врач Пьер Беной в 1555 г., писал по поводу сфинкса: «Изваянное чудовище – спереди дева, сзади лев». Ранее знаменитый арабский истории аль-Макризи, который жил в XI в., интересовался сфинксом и утверждал, что в теле чаша Соломона, сына Давида.
В 1798 г., сопровождавшие войска Наполеона, откопали монумент. Они же обнаружили знаменитую стелу Тутмоса IV и произвели научные исследования на статуе.
Однако более тщательное изучение сфинкса началось в 1816 г., когда Джованни Батиста Кавилья обнаружил фрагменты статуи, среди них была часть накладной бороды, украшавшей подбородок. Теперь это экспонат британского музея. Огюст Мариет считал сфинкса крупнейшим памятником египетской древности, появившимся задолго до строительства больших пирамид. Он также был уверен в существования под статуей подземного помещения.
В 1925 г. Эмиль Барэз укрепил на голове известняковые блоки, восстановив таким образом «крылья» покрывала, и обнаружил настоящий храм сфинкса. Наконец, в результате работ, выполненных сотрудниками Каирского университета в 1935-1936 гг. под руководством Селима Хасана, сфинкс и связанные с ним сооружении приняли нынешний вид.
В 1980 г. памятник вновь пришлось реставрировать в связи с эрозией известняка, вызванной увеличившейся влажностью и загрязнением воздуха и проникновением воды. Результаты оказались катастрофическими из-за неправильного применения цемента и последующего вспучивания раствора, которое привело к выпадению блоков недавно установленной известняковой облицовки. Было принято решение о проведении еще одной реставрации (не законченной до сих пор) без цементного раствора с использованием известняковых блоков меньшего размера. Реставрация должна вернуть сфинксу первоначальный вид и обеспечить его долголетие.
Во время последней реставрации египетские археологи под руководством Захи Хавасса действительно обнаружили туннель в северной части туловища сфинкса. Он вел в пещеру, которая оказалась пустой.
К сожалению даже самые поздние исследования, проводившиеся во время восстановительных работ, не дали новой информации относительно даты появления статуи. Хотя все согласны, что сфинкс не был создан ранее пирамид, но отсутствие каких либо письменных источников (на памятнике, в частности, не обнаружено никаких надписей) позволяет датировать монумент только по стилистическим и топографическим параметрам. Однако до сих пор нет твердого ответа на вопрос, следует ли считать временем рождения памятника эпоху правления Хафре, к чему склоняется большинство специалистов, или он существует с периода царствования Хуфу.
Назад